'The Dark Eye' - компьютерная игра жанра "хоррор", которая была выпущена в 1995 году ныне не существующей компанией inSCAPE. Хоть и мало кто слышал об этой игре (а еще меньше людей играло), но она получила культовый статус в узких кругах и до сих пор можно встретить упоминания о ней на игровых форумах.
Что делает 'The Dark Eye' такой особенной? Сочетание 3D графики, пластилиновой анимации и видео-нарезок. Нетрадиционный интерфейс, повествование и герои - хоть все и далеко от реальной жизни, которую мы каждый день видим вокруг нас, но в происходящее по ту сторону экрана веришь без замешательств.
Мало что известно о том, как создателям удалось анимировать "живых кукол", но кажется, что они словно марионетки, которых засняли в реальном времени, без использования такой техники, как покадровая съемка.
Стоит обратить внимание и на то, что автор незабвенный William S. Burroughs (помните «Naked Lunch»?) выступает и в роли главного озвучивающего актера: его голос принадлежит герою по имени Эдвин и рассказчику одной из историй ("The Masque of the Red Death"). Множество секретов связано и с тем, как именно стать свидетелем таких маленьких рассказов. "The Premature Burial" можно найти при прочтении газеты во время "The Tell-Tale Heart". Thomas Dolby стал композитором завораживающей музыки для этой шикарной игры.
По своему типу 'The Dark Eye' является point-and-click адвенчурой, полной совершенно жуткими историями под авторством гения Эдгара Алана По. Игроку предоставлена пережить события нескольких рассказов автора и взглянуть на все происходящее глазами и убийцы, и жертвы. "The Cask of Amontillado", "The Tell-Tale Heart" и "Berenice" - невозможно передать словами то, насколько живо игра отвечает запросам самых преданных фанатов этих книг. Поэма "Annabel Lee" может быть прочтена во время "чтения" истории Беренис в роли жертвы.
Если Вы поклонник игр, в которых конец зависит от Ваших действий, то стоит держаться как можно дальше от 'The Dark Eye'. Судьба героя уже предопределена - ваши будущие действия зависят лишь от того, что Вам скажет другие персонажи во время коротеньких виде-вставок, которыми игра прям-таки напичкана. В игре нет традиционных паззлов - вы просто ходите по миру, исследуете активные точки, нет и привычных сейвов, так что в середине истории сохраниться нельзя; в место, где вы уже побывали, можно вернуться с помощью «френологической карты» - эдакой антинаучной схемы черепа, приспособленной под игровые нужды.
На Ваш выбор предоставлены два уровня прохождения - "realistic", где помимо самих историй По будет и связующая нить, и "nightmarish", в котором Вы в большей степени свидетель рассказов, и в меньшей доле - участник.
Невозможно точно сказать, когда происходит действие игры, но, судя по одежде персонажей и антуражу Вам предлагают окунуться в 19 век и стать героем, чьего имени мы так и не узнаем.
Вашему герою придется пережить ужасную ночь, полную кошмаров и все из-за разбавителя для красок, запах которого болезненно влияет на персонажа. Проснувшись, Вы становитесь свидетелем мучений и Генри - все потому, что Эдвин не одобряет его любви к Элайзе. Пережив еще один ночной кошмар, герой соглашается выполнить просьбу Элайзы и передать сообщение для Генри. Еще одна ночь - и Вы понимаете - Элайза больна. Отдав записку Генри, герой следует за ним в комнату, в которой лежит бездыханное тело девушки. И, так как местность в округе слишком болотистая для погребения тела, то похоронена она будет в основании дома. Гарри просит оставить гореть свет на тот случай, если девушка оживет.
Эдвин отводит нашего героя поодаль и сообщает, что Генри близок к сумасшествию, после чего подделывает записку от Элайзы, в которой она якобы просит Генри о встрече на отвесной скале. Естественно, Генри сразу мчится на место, зовя Элайзу. Но чудовищная волна ударяет по Генри, а сзади медленно приближается слуга Эдвина, готовый скинуть героя со скалы. Всему этому Вы свидетель.
Во всем произошедшем Эдвин обвиняет протагониста, что заставляет того погрузиться в уже реальный и полный безумств кошмар. Справившись с "поехавшей крышей", Вы вновь встречаете уже ожившую Элайзу, вырвавшуюся из деревянного гроба - с пустыми и окровавленными глазницами она жаждет одного - увидеть Эдвина и отомстить. Потеряв последние частицы здравого смысла эта история заставляет сойти с ума и главного героя, что означает - игра пройдена.
Окунувшись в атмосферу отчаяния и безысходности вполную силу ощущаешь гротескность творчества Эдгара По - стук не желающего умирать сердца, грусть в голосе Беренис - все это алмаз в оправе из таланта и преданности своей работе.
PS На моей памяти - в России игра если и была выпущена, то это было давно и неправдой, так что единственная возможность окунуться в кошмар - это